На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не выходя из дома

6 180 подписчиков

Доля жадности – примерно 30%

 

 

Наш колумнист о том, почему бензин дорожает в то время, когда цены на нефть упали вдвое Как же так, думает автомобилист, заправляясь на АЗС, - цена на нефть падает, а бензин не только не дешевеет, а совсем наоборот? И действительно, за прошлый год цена на нефть на мировом рынке упала в два раза, а бензин в России в среднем подорожал примерно на 12%.

И в то время, как, к примеру, американского обывателя радуют небывало низкие за последние годы цены на бензин (менее двух долларов за галлон, то есть за 3,8 литра), нашего человека пугают предстоящим повышением цен на топливо в рознице рублей на 1,5 – 4. Ерунда какая-то. А ведь еще есть, к примеру, Венесуэла – такая же нефтедобывающая страна, как и мы. Так там уж более десятка лет цена на топливо для граждан не меняется: как было 2 цента за литр, так и остается. Обидно. В утешение можно привести пример другой нефтедобывающей страны – Норвегии, где цена за литр бензина составляет 2 евро. Попробуем разобраться. Первый тезис, который встречается на пути человека, погрузившегося в дебри российского ценообразования на бензин, это утверждение, что наше отличие от Америки, дескать, в том, что у нас около 60% (если точнее, то 56-57%) цены на бензин в рознице составляют налоги. А там, мол, лишь процентов 12. Это так и не так одновременно. Америка по-прежнему, несмотря на рост добычи сланцевой нефти - это все же страна-импортер. И ее розничные цены на 70% зависят от мировых цен на нефть. Но в этой зависимости уже заложены все те налоги и акцизы, которые включают в свою цену нефтеэкспортеры (тот же наш НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых, - к примеру).
И получается, таким образом, что налоговая составляющая американской розничной цены на бензин – тоже более 50%. В этом смысле принципиальной разницы между нами и Америкой нет. Цена на бензин для россиян формируется из таких факторов, как добыча, транспортировка, переработка, хранение, розничная реализация. Но самое главное, повторим, налоги. В цене литра бензина в России 20% составляют акцизы, 9% - доходы АЗС, 6% -себестоимость добычи самой нефти, 8% - НДПИ, 18% переработка и доставка, 13% доход нефтяной компании (о чем подробно ниже). Прочие налоги- 26%. Касательно последнего пункта: в бюджеты разных уровней нефтяники платят не только НДПИ, но и экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. При этом налоговая политика в нефтяной отрасли меняется в нашей стране чуть ли не каждый год: государство рассматривает нефтяников как одну из главных «дойных коров» бюджета, стремясь при всякой ситуации на мировом рынке максимизировать отчисления. Так, в наступившем году в результате так называемого налогового маневра, добыча полезных ископаемых станет дороже, и цены на бензин увеличатся минимум процентов на 15. Начался трехлетний цикл сокращения экспортных пошлин с 60% до 55% - но с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году — до 530 рублей, в 2016-м вырастет до 559 рублей. То есть за три года рост составит 19%. Что окажет мощное влияние на внутренние цены на бензин даже в условиях падения мировых цен на нефть. С другой стороны, нефтяникам важно компенсировать именно на внутреннем рынке (а где же еще) свои потери от падения цен на нефть и нефтепродукты на внешнем. Нефтеперерабатывающие компании часть добытого сырья отправляют на экспорт. Но у них есть квоты на поставки на внутренний рынок. Выбирая эти квоты, нефтяные компании продают бензин либо через свои фирменные заправки, либо через частные АЗС (соотношение их на розничном рынке 50:50). Однако при этом весь процесс ценообразования остается крайне непрозрачным: проще говоря, НК не раскрывают, как именно формируется конечная цена, пока продукт проходит через длинную цепочку посредников, каждый из которых накручивает свою маржу (от 20 до 30%). И несмотря на все усилия ФАС, государство закрывает на это глаза, поскольку бюджету дорогой бензин, как было отмечено выше, выгоден. Российская реальность такова, региональные рынки нефтепродуктов крайне монополизированы вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. В их руках все – от НПЗ до оптовых нефтебаз и большой части АЗС. Эти региональные монополии и формируют в регионах базовый уровень потребительских цен (которые могут существенно отличаться от региона к региону). К этому можно добавить еще и исторически неэффективное расположение крупных НПЗ, что влечет за собой высокие транспортные издержки, а также низкий технологический уровень российских НПЗ в целом. Таким образом, несмотря на все большие налоговые обременения, цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже. Если бы не запредельная монополизация российского нефтяного рынка. Сравнивая с теми же США: там на рынке активно работают десятки конкурирующих между собой нефтяных компаний, у нас их можно пересчитать на пальцах одной руки. У нас компании, добывающие и перерабатывающие нефть, являются одновременно ее же и продавцами. И выступая в одном лице, они, когда цены на нефть падают, и они теряют на продаже сырья как добытчики, уже в ипостаси продавцов добирают упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт на АЗС. Притом что ценообразование в российском нефтяном секторе – тайна о двух замках, кто сколько именно накручивает в длинной цепочке посредников – неизвестно, можно смело утверждать, что только лишь в силу крайней монополизации и непрозрачности рынка (при неизменных налоговых составляющих) цена на бензин в России искусственно завышена минимум на 30%.Из такой маржи можно выплачивать любые штрафы антимонопольной службе. Еще и внукам останется.

Ссылка на первоисточник
наверх