На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не выходя из дома

6 180 подписчиков

Эдгар По Edgar Poe

Эдгар По / Edgar Poe

Карьера: Писатель

Дата рождения: 19 января 1809знак зодиака козерог

Место рождения: БостонСША

Эдгар По - известный американский писатель, поэт, редактор, литературный критик. Родился 19 января 1809 года. Эдгар По известен как мастер "мрачного" рассказа. Характерной чертой Эдгара По являлось составление произведения из серии коротких рассказов.

Кроме того, Эдгар По являлся создателем особой формы детективного рассказа, в которой повествование начинается с самого главного - преступления.  

 



Эдгар По Биография

Современная массовая литература - на три четверти вышла из "шинели" американског о романтика Эдгара По. Он создал без мал ого весь комплект ее основных жанров. Де тектив, научная фантастика, готическая п роза - все это изобретения По. Но не тол ько. Творец "Маски красной смерти", отец сыщика Дюпена вдохновлял и "высокую" ли тературу. Идеями и стихами Эдгара По вск ормил себя Шарль Бодлер. И весь французс кий символизм. Именно По придумал и явил миру чистое искусство и чистую поэзию. А между тем тот самый джентльмен готов б ыл вернуть все, чтобы "воплотить хотя бы половину тех мыслей и образов, что явля ются в воображении". Вся существование - театр... ужасов История жизни По болезн енно-причудлива - как дрянной дрёма. И н евероятно литературна. Как чисто он сам сочинил ее - для себя. Отец и мама Эдгар а По были актеры, а в те времена быть ак тером значило новости существовать бродя ги и носить статус проститутки. Они умер ли, когда сыну было два года, - не то от чахотки, не то от пьянства. Ходила сказ ка, что они погибли в горящем театре.

Но в реальности театр, в котором играла ма ма Эдгара, прекрасная Лайза, спалился че рез две недели после этого ее смерти. Оч аровательного малыша Эдгара взяла на поп ечение семейство преуспевающего табачног о коммерсанта Джона Аллана, которые без меры баловали своего приемного сына. Лег кий, родимый, остроумный, охотник побесе довать, личность компании, По очаровывал и женщин, и мужчин. Он волшебно читал в ирши, свои и чужие. Но единственный стак ан выпивки безупречно преображал любимца публики. Внешних признаков опьянения не было, легко он превращался в другого че ловека - злобного, вспыльчивого, не знаю щего никаких тормозов. "В нем просыпался демон, и аура безумия около него была б ез затей осязаемой", - так написал в нек рологе друг Эдгара по журнальной работе. Всю бытие По мучили тревожность и волне ние. Он был подвержен мании преследовани я, клаустрофобии, депрессиям и неврозам. Эти мании и фобии видно усугублялись пь янством. А под финал жизни По, по некото рым сведениям, стал ещё и морфинистом. В полной мере Эдгар По был подвержен и пс ихосексуальным расстройствам. Все его ро маны были попытками подойти к "норме" ил и сформировать хотя бы видимость нормаль ного. Но более того брак его тяжко призн ать "нормальным": По женился на своей тр инадцатилетней кузине Вирджинии, которая отставала в умственном развитии и до са мой смерти сохраняла детские повадки. На смешница фатум Год его рождения (1809) - это год рождения Шопена, Линкольна, Тен нисона, Дарвина и Николая Гоголя. В тот самый отличный год рождались и мистики-д уховидцы, и скрупулезные исследователи-н атуралисты, и волевые лидеры, политики и полководцы. Как быть в курсе, может быт ь, Эдгар По также мог бы сделаться прези дентом США - он не только обладал только острым умом, но был необыкновенно работ оспособен, коммуникабелен и упорен. В бл изкое время он без малого получил место в аппарате президента Тайлера, да делу п омешала очередная рюмочка. По дороге в Б елый обитель он выпил и решил предстать перед Джоном Тайлером всенепременно в вы вернутом наизнанку плаще. Еще одна печал ьная история о влиянии демона на бытие п оэта. А между тем в молодости Эдгар По б ыл атлетом, служил в армии и зарекомендо вал себя отличным солдатом. В армию он з авербовался от бедности. Опекун не давал денег на занятия литературой, требовал "остановить свой выбор больше достойное и доходное занятие". Следуя его указания м, Эдгар более того хотел поступить в пр естижную военную академию в Уэст-Пойнте. Но тут отчим женился вторично, и у него родился отпрыск - так что претендовать на наследство Эдгар уже не мог. А стало быть, не стоило и норовить вылезть в ген ералы. И тогда По начал получать на быти е пером. "Послание из бутылки" - первост епеннный расклад Эдгара (до того он писа л только стихи), написанный с целью дене г. ...С известной точки зрения тот самый мужчина был совершенный безумец. И в то же время - гений расчета, математик, ло гик и мыслитель, криптограф и большой де тектив. И высочайшего класса профессиона льный литератор, умевший завоевать самую широкую читающую аудиторию. Собственные эмоции - сколь угодно нездоровые и боле зненные - он превратил в инструмент худо жественного творчества. Все любят и брос ают Беды шли за ним по пятам всю бытие. С самого рождения. В начальной школе неб ольшой сирота Эдгар влюбился в мама свое го товарища. Добрая дама полюбила мальчи ка - звала в гости, беседовала с ним, за ботилась о нем. Но опосля Елена (так зва л пацан свою любовь) занедужила, сошла с ума и умерла. Легенда гласит, что махон ький По полно месяцев ходил ночами на ее могилу - чтобы душе любимой не было оди ноко. Женщины постоянно так или по иному уходили от него: Елена, приемная матушк а Френсис Аллан, которая относилась к не му как к родному сыну (и он любил ее как мать), возлюбленная хозяйка Вирджиния у мерли. А другие нетрудно бросали, испуга вшись буйного нрава. И довлевшего над ни м злого рока. Живых, плотских женщин По, похоже, боялся. Страхом перед женским л оном объясняют литературоведы образы зас асывающей водной бездны, коих несть числ а в произведениях По. Все эти гигантские водовороты, втягивающие воды океана - н е что иное, как изображение вагины... Ко торая есть конец или, по крайней мере, в рата смерти. По романтизировал и поэтизи ровал мертвое, холодное, бесплотное. Ани ма в его рассказах призрачна и эфирна. И в жизни поэта - то же. Первая влюбленно сть Эдгара - влюбленность к идеальной же нщине (Елене), без завоевания, без притя зания. Жена Вирджиния была болезненна и хрупка и, как пишут биографы, "не могла совершенно исполнять супружеский долг". Может быть, По переносил влечение в мечт у, в сферу идеального и более того потус тороннего из-за собственной невозможност и новости нормальную половую существован ие. А может быть, он, наученный горьким опытом всей жизни, несложно боялся иметь слабость живых. Мертвых разрешено богот ворить без страха утратить. Ад ждал свое го поэта Вообще, он как подобно тому как и сам предпочитал быть мертвым. Жизнь в его сюжетах неизменно показана переходя щей в кончина, но кончина нередко оборач ивается жизнью. Один из рассказов так и назван: "В смерти - жизнь", а в другом г ротеске герой живет, отлично обходясь бе з дыхания. Но там, за порогом жизни - не только приобщение к вечному и возвышенн ому. Там и страдания умершего, лишенного света, и распад, совершенный распад, га дкий, жуткий, торжество хаоса и демона.. . Торжество червя. Именно такого - жутко го - посмертия ждал и боялся По. Он счит ал себя обреченным аду, проклятым. В его текстах рассказчик без малого завсегда несет на себе бремя вины и грядущей кары : будь он правонарушитель ("Сердце-облич итель", "Бочонок амонтильядо") или, напр отив, терпила ("Колодец и маятник", "Вор он"). Как подобно как По казнил себя за какой-то жуткий проступок. Говорят, ребе нком он верил, что силой ненависти убил своего кровного отца Дэвида По. Он ибо ж елал ему смерти - пьяница и подлец заста влял мучиться Прекрасную и Нежную маму. Но на совести этого психически неуравнов ешенного человека могли быть и больше ст рашные - реальные - преступления. Есть в ерсия, что По убил девицу Мэри Роджерс, исчезновение которой он описал в "Тайне Мари Роже". Полиция так и не смогла откр ыть дела Роджерс. Кстати, по некоторым д анным, у Эдгара По было органическое пов реждение мозга, вызывавшее отклонения в поведении. Пойдем, я объясню тебе Гомузи я и Гомуйозия, Бубастида, Пассадо, Оллап од, Гомер меньший - вы знаете эти имена? У По на каждой странице найдешь с полдю жины неведомых слов. Это гигантская эруд иция, привкус к знаниям, многообразная в ключенность в вмемирную культуру. Тексты По легко пронизаны отсылками к реалиям прошлого и злобе дня, но эти реалии самы м причудливым образом сочетаются с фанта стикой или откровенной "чепухой" - как м ахаловка кикапу и бугабу ("Человек, кото рого изрубили в куски"), из которых перв ые - настоящее индейское племя, отличавш ееся свирепостью и бесстрашием, а второе - несложно звукоподражательное словечко со значением "пугало, бука". Пристально е внимательность к деталям, точный расче т, полное правдоподобие, непротиворечиво е разъяснение всех, более того самых фан тастических элементов сюжета - это также отличительное свойство прозы По. Он кра йне точь-в-точь вызывает в читателе нужн ые эмоции и внушает нужные мысли и настр оения. По - не мистик, он наблюдатель и аналитик. Он разбирает и анатомирует. У него острый зрачок и критический ум, он - тот самый-самый бес на колокольне в не забвенном городе Школькофремене. Мрачные и страшные загадки для него - вроде мат ематические уравнения, в которых он всю дорогу знает важность икса. Ангел Необъя снимого объяснит цепочка удивительных со впадений попаданием виноградной косточки между шестеренок часов. Но не скажет, к акой во всем этом толк. Во многих своих фантастических рассказах По начинает с о дного внятно сформулированного суждения, а далее шаг за шагом на сто процентов о прокидывает логику и выворачивает наизна нку все законы природы - притом в его це пи рассуждений не сыскать никакого изъян а, ничего темного и неясного! Это такая жуть, до которой вдалеке современным мас терам триллера. Мораль? А что это такое? Поначалу Эдгар По создал себе имя как к ритик и писательский обозреватель. Потом он писал рассказы для журналов и литера турных приложений - так увидели свет и " Золотой жук", и "Падение дома Ашеров", и "Лигейя", да без малого все. Отчим Эдга ра Джон Аллен занимался распространением в Америке британских журналов, и парниш ка раньше времени познакомился с особым миром британской массовой литературы: го тика и фантастика, изощренное злословие, утонченная поэзия романтиков... Широкая публика заговорила о писателе По позже "Золотого жука" (1843), а двумя годами п озже его обширно - на всю Америку и за е е пределами - прославил как поэта бессме ртный "Ворон". Но и в поэзии он был идеа льный механик и математик, гений исполне ния, виртуоз. И при этом вовсе упускал и з виду этический толк поэзии и искусства вообще - как чисто он для него и не сущ ествует совсем. "Что такое мораль, он во обще не понимал", - так писали о нем сов ременники и друзья. Может, это поэтому, что не боялся смерти и страданий. Душу с пасти он все одинаково не надеялся, счит ал себя обреченным вечным мукам... А мож ет, легко понимал, что Вселенная не имее т другого объяснения, помимо эстетическо го, и у жизни нет никакого нравственного оправдания. Последняя попытка Вирджиния умирала. Эдгар знал, что она обречена. Об этом и написана знаменитая "Аннабел Л и": "Я был дитя и она дитя / В королевст ве у края земли"... Сохранилось только о дно послание По к жене. Эти слова больно читать: "Я бы уже давнехонько потерял в сякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя благоверная... Ты в текущее вр емя осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе супротив этой невынос имой, напрасной и жестокой жизни..." А с ледом стимула не стало. Вирджиния умерла в 1847 году - в возрасте 25 лет. Однако существование По ещё продолжалась. Лето м 1849 года он оказался в родном Ричмонд е и провел посреди близких людей счастли вое и спокойное лето. Он более того посв атался вторично - к Эльмире Ройстер, на тот час вдове Шелтон. Давно, шестнадцати летними, они были влюблены дружбан в дру га, но папа девушки быстренько выдал ее замуж. 27 сентября 1849 года По отплыл в Балтимор из Ричмонда женихом и благопол учным человеком. Из Балтимора он собирал ся поездом ехать в Филадельфию, но между прибытием корабля и отправлением поезда оставалось немного часов. Они и решили судьбу писателя. В первых числах октября некоего балтиморского врача, мало знако мого с По, известили, что какой-то джент льмен, "крайне скверно одетый", просит е го помощи. По нашли в дешевом трактире в окружении публики самого низкого пошиба . Он был без малого невменяем и непрерыв но бредил. ...Одним из самых сильных стр ахов, всю существование преследовавших Э дгара По, был боязнь преждевременного по гребения. На самом деле он ещё при жизни очутился в аду. Пять дней в больнице бы ли днями бреда и самых страшных видений и галлюцинаций. Лишь в одно прекрасное в ремя случилось краткое просветление, и П о спросил врача, есть ли надежда. Врач о тветил, что надежды нет. Но По возразил: "Я имею в виду другое. Есть ли надежда у такого ничтожества, как я?" Он умер в три часа ночи 7 октября 1849 года. Помог ли Господь несчастной душе поэта? ... 

Ссылка на первоисточник
наверх